ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС: КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ?!

Тема: Как подготовиться к экзаменам?!

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с эффективными правилами подготовки к экзаменам и способами запоминания, обучить  некоторым  способам  релаксации 

ЗАДАЧИ:   

  1. В процессе воспитательного часа у учащихся должно быть  снято  чувство  уникальности  собственных   переживаний  по  поводу  предстоящих  испытаний, которыми  являются  семестровые экзамены;
  2. Способствовать становлению коммуникативной культуры;
  3. Содействовать дальнейшему сплочению коллектива через групповую работу.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая дискуссия с элементами психологического тренинга

ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ:

1.Ознакомление  учащихся с  темой и целями воспитательного часа (слайд 1)

( Вступительное слово куратора, мотивация)

2.Ассоциации  со  словом  «экзамен» (слайд 2,3)

 («Мозговой штурм», работа в группах, учащиеся записывают свои ассоциации на листах бумаги, затем вывешивают на доску. Вывод.)

3.Обучение  основным правилам эффективной подготовки к семестровым экзаменам:

  • с чего начинать подготовку к экзаменам: (слайд 4)
  • НА СТОЛ ПОСТАВИТЬ ПРЕДМЕТЫ ЖЕЛТОГО ИЛИ ФИОЛЕТОВОГО ЦВЕТА ИЛИ КАРТИНЫ В РАМКАХ ТАКОГО ЦВЕТА
  • ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ НУЖНО ЗАРАНЕЕ. ПРОДУМЫВАТЬ КАКОЙ ПРЕДМЕТ НЕОБХОДИМО СДАВАТЬ? ВСПОМНИТЬ ИЗ КАКИХ РАЗДЕЛОВ ОН СОСТОИТ?
  • ПЕРВЫМ НУЖНО ИЗУЧИТЬ ТРУДНЫЙ МАТЕРИАЛ, А ЗАТЕМ ПЕРЕХОДИТЬ К ИЗУЧЕНИЮ ЛЕГКОГО
  • ЕЖЕДНЕВНО ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ
  • ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
    • режим дня: (слайд 5)

—  8 часов в день необходимо отводить для подготовки к экзамену

— 8 часов в день необходимо отвести на развлекательные мероприятия (прогулки по свежему воздуху, посещение дискотек, кинотеатров, спортивных секций и т. д.)

—  8 часов в день необходимо отвести на сон (можно сделать тихий час днём)

  • составление плана работы: (слайд 6)

—  Составлять план изучения предмета на каждый день

— Необходимо определить тип своей личности (определить кто вы «жаворонок» или «сова») и соответственно для подготовки к экзамену задействовать утренние или вечерние часы

   (рассказ куратора)

  1. Проведение теста «Сова  или  жаворонок» (слайд 7, 8,  приложение 1)

— Работоспособность человека – «совы» лучше в вечерние часы суток

— Человек – «жаворонок» лучше поработает утром

       —  Человек – аритмик может одинаково хорошо работать как вечером, так и днём

(индивидуальная работа, обработка результатов, подведение итогов, вывод)

В  ходе  тестирования  участники  выясняют, к  какому  типу  они  относятся (сова  или  жаворонок). В  связи  с этим даются  общие  рекомендации  по  поводу  выбора  времени  подготовки  к  экзаменам.

  1. Выработка основных правил и закономерностей запоминания, условий поддержания высокой работоспособности (слайд 9,10)

(работа в группа, формулировка общего вывода)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ

  • Учить лучше большими отрывками, чем короткими урывками
  • Чем больше понимаешь, тем больше запоминаешь
  • Учить материал нужно с перерывами
  • Больше времени необходимо тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение
  • Разумно начинать учить большее, а затем переходить к меньшему
  • Во сне человек не запоминает, но и не забывает

КАК МОЖНО ЗАПОМНИТЬ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛА?

  • Повторять материал лучше всего по вопросам
  • Вначале нужно вспоминать и кратко записывать всё, что знаешь, а затем проверять правильность воспроизведения материала
  • Из всего материала нужно выделять главные мысли, опорные слова по вопросу
  • Необходимо научиться составлять краткий план ответа отдельно на маленьких листочках
  • В последний день перед экзаменом, повторять материал по маленьким листочкам

УСЛОВИЯ  ПОДДЕРЖКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

  • ЧЕРЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА
  • В ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ КУВЫРКУ, СВЕЧЕ, ЧТО УСИЛИВАЕТ ПРИТОК КРОВИ К ГОЛОВЕ
  • ОБЯЗАТЕЛЬНО КАЖДЫЕ 20 – 30 минут ДЕЛАТЬ ПЕРЕРЫВЫ (ОТРЫВАТЬ ГЛАЗА ОТ КНИГИ И СМОТРЕТЬ ВДАЛЬ)
  • ОГРАНИЧИТЬ СЕБЯ В ПРОСМОТРЕ  TV передач
  1. Практический блок (слайд 11,12, приложение 2)

Участникам  предлагается  выполнить  упражнения  для  мышечной  и  психологической  релаксации, проговорить  изменения,  происходящие  в  собственном  состоянии.

(Кто пожелает, может поделиться своими впечатлениями, рассказать о своих чувствах и происходящих изменениях)

  1. Подведение итогов

Какие новые  ассоциации со слово  «экзамен»  возникли у Вас теперь?  Что  изменилось,  в  Вашем  отношении к  данному   испытанию?

(Высказывания учащихся)

   10.Рефлексия. (слайд 13)

Учащимся предлагается нарисовать своё состояние души после нашего воспитательного часа в виде весёлых, равнодушных или грустных смайликов.

(рисование под спокойную музыку).

АНКЕТА «СОВЫ» или «ЖАВОРОНКИ»?

В КАЖДОМ ВОПРОСЕ ТЕСТА ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА

  1. Трудно ли тебе вставать рано утром:

А) да, почти всегда;     Б) иногда;   В) редко;    Г) крайне редко.

  1. Если бы у тебя была возможность выбора, в какое время ты ложился бы спать:

       А) после 1 часа ночи;  Б) с 23.30 до 1 часа;  В) с 22.00 до 23.30;   Г) до 22 часов.

  1. Какой завтрак ты предпочитаешь в течение первого часа после пробуждения:

       А) плотный;  Б) менее плотный; В) можешь ограничиться вареным яйцом или   бутербродом;    Г) достаточно чашки чая или кофе.

  1. Если вспомнить твои последние размолвки дома, то преимущественно в какое время они происходили:

       А) в первой половине дня;     Б) во второй половине дня.

  1. От чего ты мог бы отказаться с большей лёгкостью:

       А) от утреннего чая или кофе;     Б) от вечернего чая.

  1. Насколько легко нарушаются твои привычки связанные с принятием пищи, во время каникул:

      А) очень легко;     Б) достаточно легко;   В) трудно;    Г) остаются без изменений.

  1. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько времени раньше ты ложишься спать по сравнению с обычным распорядком:

     А) более чем на 2 часа;  Б) на 1 – 2 часа;   В) менее чем на 1 час;  Г) как обычно.

  1. Насколько точно ты можешь оценить промежуток времени, равный минуте

 (попроси кого-нибудь помочь тебе в этом)

     А) меньше минуты;  Б) больше минуты.

ЕСЛИ ТЫ НАБРАЛ: 0  – 7 БАЛЛОВ – ТЫ «ЖАВОРОНОК», 8 – 13 БАЛЛОВ – АРИТМИК, 14 – 20 – «СОВА»

Презентация: «КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ?»