Метод проектов

Метод проектов

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Цель использования  метода:

  • создать для учащихся условия самостоятельного приобретения знаний из разных источников;
  • научить их пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений через работу в различных группах;
  • способствовать развитию у учащихся исследовательских умений  (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Педагогические  условия, при которых самостоятельная работа может быть плодотворной и эффективной:

1) наличие у учащегося положительной мотивации;

2) четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения;

3) определение преподавателем форм отчетности, объема работы, срока сдачи;

4) определение видов консультационной помощи и критерия оценок;

5) осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности.

Современная классификация учебных проектов  (на основе преобладающей деятельности учащихся):

  1. Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию (доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем).
  2. Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
  3. Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
  4. Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Из истории метода

Проектная система обучения возникла в США в конце XIX – начале XX в.  Основателями метода проектного обучения чаще всего называют американских педагогов Джона Дьюи  и Уильяма Х.Килпатрика. В России данная методика была известена ещё в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

В современной педагогической практике  идея организации учебно-проектной работы для развития познавательной самостоятельности учеников является актуальной. Она реализуется в технологии проектного обучения, интегрированной в классно-урочную систему. Кроме того, проектное обучение применяется в организации внеурочной работы.