ЧИТАТЬ НЕ ВРЕДНО — ВРЕДНО НЕ ЧИТАТЬ

То, что чтение полезно, многими воспринимается как аксиома, однако в этом утверждении немало белых пятен. Во-первых, оно вовсе не так уж и очевидно, ведь измерить «полезность» чтения очень непросто.

Большинство выводов о благотворном влиянии чтения на человека на самом деле основаны скорее на теоретических предположениях, чем реальных научных исследованиях. Недоверчивые граждане в свою очередь замечают, что чтение художественной литературы не тренирует никаких важных в реальной жизни навыков, не снабжает важной информацией, а если что и развивает — так это только воображение. Давайте разберемся.

Важным является  вопрос о качестве прочитанного. Интуитивно мы предполагаем, что прочтение полного собрания сочинений Дарьи Донцовой принесет нам меньшую пользу, чем самый коротенький рассказ Чехова. Но подтвердить это оказывается ещё сложнее, чем с чтением вообще.

В этой заметке  собраны воедино последние исследования ученых, касающиеся той пользы, которую приносит людям чтение именно художественной литературы. Подборка составлена по материалам СМИ,  где есть указание на организацию, проводившую исследование, и хоть какое-то описание экспериментальной методики.

Начнем с поэзии. Ученые из Ливерпульского университета измеряли активность мозга испытуемых во время чтения ими стихов Шекспира, Элиота и других известных поэтов. Выявлено, что чтение поэзии приводит мозг в состояние повышенного возбуждения, сохраняющегося и после прекращения чтения. Особенно активизировались зоны, связанные с автобиографической памятью. Дополнительно ученые пересказали содержание стихотворений «своими словами». Так вот, чтение этих пересказов не оказывало почти никакого влияния на мозговую активность.

Исследователи из Университета Эмори в Атланте проводили магнитно-резонансную томографию (МРТ) 12 студентов, которые каждый день прочитывали по 30 страниц исторического триллера Роберта Харриса «Помпеи». Сканирование показало, что чтение вызывало повышенную активность в левой височной доли коры мозга, связанной с речевой деятельностью и когнитивными способностями в центральной извилине (мышление, понимание, пространственная ориентация, обучаемость, речь, способность рассуждать – все то, что человека делает человеком), отвечающей за сенсомоторные реакции. Причем возбуждение сохранялось в этих областях и спустя время после прочтения книги. Ученые выяснили также, что читатели переживают опыт «телесной семантизации», когда в процессе обдумывания того или иного действия конфигурация межнейрональных связей начинает повторять их конфигурацию в момент совершения этого действия. К примеру, мысли о плавании могут приводить к образованию тех же межнейрональных связей, что и сам физический процесс плавания.

Специалисты из Оксфордского университета также использовали МРТ и выяснили, что при чтении у человека активизируются те же самые участки мозга, как и при наблюдении описанных в книге сцен вживую. Профессор оксфордского университета Джон Стейн утверждает: мы настолько «вживаемся» в происходящее, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы мы реально участвовали в описанном. Иными словами, утверждение: «Читатель проживает тысячи жизней», — очень недалеко от истины.

Коллектив ученых (преимущественно из Франции) под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene) сравнивал активность мозга (с помощью всё того же МРТ) неграмотных людей, людей, научившихся читать в зрелом возрасте и «обычных», грамотных с детства. Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.

Исследователи из Стэнфордского университета попросили группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (JaneAustin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). Причем разными способами. Сперва они читали «просто так», а потом их просили сосредоточиться на анализе текста, как будто им нужно будет сделать доклад на научной конференции. Обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. При переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге.

Нейрофизиолог Дэвид Льюис с коллегами провели исследование, как разные виды активности способствуют снятию стресса. Группу добровольцев вводили в состояние стресса, а затем предлагали этот стресс снять при помощи того или иного метода. Оказалось, что самым эффективным антистрессом является именно чтение. Шести минут чтения было достаточно для того, чтобы расслабить мышцы и нормализовать частоту сердечных сокращений. Чтение обошло такие методы как прослушивание музыки, распитие чая и прогулка.

Американский исследователь Роберт Уилсон с группой ученых в течение 6-ти лет наблюдали за группой из почти трехсот человек старческого возраста (в среднем около 89 лет). А после смерти испытуемых их мозг исследовали на наличие патологических изменений. Оказалось, что люди, которые на протяжении жизни читали больше среднего, на 32% меньше были подвержены проблемам с памятью, в то время как люди, которые совсем не читали, теряют память на 48% быстрее тех, кто уделяет среднее количество времени на эту активность.

Теперь перейдем к несколько неожиданным исследованиям. Вопреки распространенному мнению, сотрудники университета Тулузы доказали, что читать во время еды не только не вредно, а наоборот — полезно! У тех людей, которые не расстаются с книгой за столом, пища усваивается гораздо лучше, чем у тех, кто смотрит телевизор. Во время чтения человек пережевывает пищу медленнее, в результате чего еда поступает в желудок в более измельченном виде и хорошо пропитывается пищеварительными соками.

Ну а самую большую пользу от чтения выявили вовсе не ученые, а полицейские Новосибирска. В феврале прошлого года в городе произошел такой инцидент. Давний «приятель» девушки, видимо решил насильно вернуть её расположение и, угрожая пистолетом, пытался затащить в свой автомобиль. Друг девушки, оказавшийся поблизости, решил помешать и получил пулю прямо в грудь. Однако, пуля застряла в страницах книги, лежавшей в нагрудном кармане парня, который в результате отделался ушибом.

На этом мы заканчиваем наш и без того затянувшийся экскурс в науку. Надеюсь, что теперь вам будет что сказать на вопрос: «Чем вообще полезно, твоё чтение?» Ведь польза чтения – научно доказанный факт.

А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО

  • во время чтения глаза смотрят в разные стороны.
  • при чтении почти 50% времени глаза человека смотрят на разные буквы. При этом линии взгляда могут как расходиться в разные стороны, так и и перекрещиваться. Глаза читающего, глядя на разные буквы передают разное изображение, а мозг всё равно объединяет их в одну картинку.
  • при быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
  • уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, а при быстром – 80%.
  • 95% людей читают медленно – 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).

Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса. М.Горький читал слскоростью 4000 слов в минуту. Т.Эдисон читал сразу 2-3 строки, запоминая текс чуть ли не страницами благодаря максимальной сосредоточенности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  • Когда читаешь о зевоте, сам начинаешь зевать.
  • В прошлом книги ставились на полку «наоборот»: корешком к стене и передним обрезом наружу.
  • Исследования показывают, что 4–6 лет – самый благоприятный возраст для обучения ребёнка чтению. После 6–7 лет научить читать сложнее.
  • В среднем люди проводят за чтением 6,5 часов в неделю.
  • Согласно исследованию Йельского университета, три четверти учеников, которые плохо умеют читать в третьем классе, останутся такими в средней школе.
  • На написание романа уходит в среднем около 475 часов.
  • Среди книг, которые были написаны или задуманы за решёткой – «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса, «Путешествие пилигрима» Джона Баньяна, «Тюремная исповедь» Оскара Уайльда, «Государь» Николо Макиавелли.
  • Раньше в библиотеках книги приковывались к полкам цепями.
  • В среднем, покупатель книжного магазина проводит восемь секунд, глядя на переднюю обложку книги и 15 секунд, просматривая заднюю.
  • Половину всех продаваемых сегодня книг покупают люди старше 45 лет.
  • Взрослые, регулярно читающие литературу, более чем в два с половиной раза склонны заниматься волонтёрской или благотворительной работой и более чем в полтора раза склонны принимать участие в спортивных мероприятиях.
  • Женщины покупают 68% всех книг.
  • Большинство читателей теряют интерес к книге на 18 странице.
  • Самый длинный марафон командного чтения вслух продлился 224 часа и был завершён Мильтоном Нэном, Сильвиной Карбоне, Карлосом Антоном, Эдит Диаз, Йоланду Баптисту и Натали Дантаз в торговом центре «Mac»в Пайсанду, Уругвай, 13–22 сентября 2007 года.
  • Книги в мягкой обложке издательства «Penguin» были созданы для того, чтобы сделать книги такими же доступными, как сигареты, а первые «пингвиновские» книжки в мягкой обложке распространялись в церкви.
  • Считается, что малограмотность ежегодно обходится бизнесу и налогоплательщикам в 20 миллиардов долларов в виде потерянной заработной платы, упущенной прибыли и сниженной производительности.
  • Библиоклептоманом называют человека, ворующего книги. Один из самых известных библиоклептоманов — Стивен Блумберг, который похитил более 23 000 редких книг из 268 библиотек. Чтобы составить свою коллекцию, оценивающуюся примерно в 20 миллионов долларов, Блумберг применял самые разнообразные методы: иногда он пробирался в библиотеку через вентиляционную систему и даже шахту лифта.
  • Термин «книжный червь» происходит от крошечных насекомых, которые питаются корешками книг.
ЧИТАТЬ НЕ ВРЕДНО — ВРЕДНО НЕ ЧИТАТЬ
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Соглашение cookie