Предупредим, предотвратим, убережем…..

Из всех созданий, живущих на земле, только человек может изменить себя. 
Только человек является архитектором своей судьбы.
В.Джеймс.

Психология самоубийства есть, прежде всего, психология безнадежности

Причин самоубийств множество.  Люди совершают суицид преимущественно в случаях:

  • когда не видят решения своих проблем;
  • если попытки справиться с проблемами завершились неудачно;
  • при резком обострении чувства безнадежности.

Куратор должен знать, что в группу суицидального риска входят:

  • представители юношеского возраста;
  • студенты с нарушением межличностных отношений;
  • испытывающие чувство одиночества;
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;
  • отличающиеся девиантным или криминальным поведением;
  • сверхкритичные к себе;
  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
  • страдающие от болезней или покинутые окружением.

Организовать наблюдение поможет схема индикаторов суицидального риска (особенностей сложившейся ситуации, настроения, высказываний человека, которые увеличивают степень риска суицидального поведения):

  1. Ситуационные индикаторы:
  • конфликты с преподавателями, администрацией колледжа;
  • конфликты с родителями;
  • сексуальное насилие;
  • конфликты в области дружеских или любовных отношений;
  • потеря (смерть, расставание) близкого человека;
  • вынужденная социальная изоляция (смена места жительства);
  • нежелательная беременность;
  • «потеря лица» (позор, унижение в группе). 
  1. Поведенческие индикаторы:
  • злоупотребление алкоголем;
  • уход из дома;
  • резкое снижение повседневной активности;
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • неприязненное или безразличное отношение к окружающим, ненависть к благополучию окружающих;
  • уход от контактов;
  • изоляция от друзей и семьи;
  • отказ от общественной работы, от совместных дел;
  • признаки постоянной усталости;
  • посещение кладбищ;
  • частое прослушивание траурной или печальной музыки. 
  1. Коммуникативные сигналы:
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • бессонница или сонливость;
  • замедленная речь, тихий голос;
  • предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью, самоубийствами, загробной жизнью;
  • шутки, ироничные высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни;
  • прямые сообщения о суицидальных намерениях («хочу умереть», «ненавижу жизнь», «я покончу собой»);
  • косвенные сообщения о суицидальных намерениях («скоро всё это закончится», «они пожалеют о том, что они мне сделали», «не могу этого вынести», «никому я не нужен», «это выше моих сил»). 
  1. Когнитивные индикаторы:
  • негативная триада: негативные оценки своей личности, окружающего мира, будущего;
  • неспособность увидеть иные пути решения проблемы, кроме суицида;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.
  1. Эмоциональные индикаторы:
  • депрессивное настроение (безразличие к своей судьбе, отчаяние, подавленность, беспомощность, безнадёжность);
  • быстрая перемена настроения;
  • грусть, уныние, угнетённость, злобность, раздражительность, враждебность;
  • тревожность, ожидание непоправимой беды, страх;
  • тоска как постоянный фон настроения.

Признаки высокой вероятности суицида: 

  • открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (в адрес знакомых, в письмах родственникам, любимым);
  • косвенные «намёки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу друзей с петлёй на шее из брючного ремня, верёвки, телефонного провода, «игра» с оружием, имитирующая самоубийство);
  • активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.);
  • фиксация на примерах самоубийств;
  • частые разговоры о самоубийствах вообще;
  • символическое прощание с близким окружением (приведение всех дел в порядок, раздача в дар ценного имущества);
  • разговоры о собственных похоронах;
  • составление записки об уходе из жизни.

Алгоритм действий куратора учебной группы по выявлению суицидальных проявлений 

  1. Выявление «группы риска» путём наблюдения за учащимися, направление их с социально-педагогическую и психологическую службу (далее СППС).
  2. Выявление учащихся совершившего суицидальную попытку, парасуицид или суицид (через других учащихся, преподавателей, сотрудников).
  3. Информирование об учащемся, совершившем суицидальную попытку, парасуицид или суицид заведующего отделением, педагога — психолога колледжа.
  4. Составление характеристики на учащегося.
  5. Дальнейшее наблюдение за учащимся, совершившим суицидальную попытку, вовлечение его в различные виды деятельности.

Куда можно обратиться за помощью: 

Социально-педагогическая и психологическая служба колледжа (каб. 316)  тел. 319-07-28 

Городской «телефон доверия» психологической службы тел. 290-44-44

«Телефон доверия» для детей и подростков Городского клинического детского психиатрического диспансера  тел. 246-03-03

Центры дружественного отношения к подросткам в г. Минске «ЮНИКС»:

УЗ «26-я городская поликлиника», ул. Кунцевщина, 8, каб. 234,  тел.315-54-38