Тема: Как подготовиться к экзаменам?!
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с эффективными правилами подготовки к экзаменам и способами запоминания, обучить некоторым способам релаксации
ЗАДАЧИ:
- В процессе воспитательного часа у учащихся должно быть снято чувство уникальности собственных переживаний по поводу предстоящих испытаний, которыми являются семестровые экзамены;
- Способствовать становлению коммуникативной культуры;
- Содействовать дальнейшему сплочению коллектива через групповую работу.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая дискуссия с элементами психологического тренинга
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
1.Ознакомление учащихся с темой и целями воспитательного часа (слайд 1)
( Вступительное слово куратора, мотивация)
2.Ассоциации со словом «экзамен» (слайд 2,3)
(«Мозговой штурм», работа в группах, учащиеся записывают свои ассоциации на листах бумаги, затем вывешивают на доску. Вывод.)
3.Обучение основным правилам эффективной подготовки к семестровым экзаменам:
- с чего начинать подготовку к экзаменам: (слайд 4)
- НА СТОЛ ПОСТАВИТЬ ПРЕДМЕТЫ ЖЕЛТОГО ИЛИ ФИОЛЕТОВОГО ЦВЕТА ИЛИ КАРТИНЫ В РАМКАХ ТАКОГО ЦВЕТА
- ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ НУЖНО ЗАРАНЕЕ. ПРОДУМЫВАТЬ КАКОЙ ПРЕДМЕТ НЕОБХОДИМО СДАВАТЬ? ВСПОМНИТЬ ИЗ КАКИХ РАЗДЕЛОВ ОН СОСТОИТ?
- ПЕРВЫМ НУЖНО ИЗУЧИТЬ ТРУДНЫЙ МАТЕРИАЛ, А ЗАТЕМ ПЕРЕХОДИТЬ К ИЗУЧЕНИЮ ЛЕГКОГО
- ЕЖЕДНЕВНО ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ
- ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
- режим дня: (слайд 5)
— 8 часов в день необходимо отводить для подготовки к экзамену
— 8 часов в день необходимо отвести на развлекательные мероприятия (прогулки по свежему воздуху, посещение дискотек, кинотеатров, спортивных секций и т. д.)
— 8 часов в день необходимо отвести на сон (можно сделать тихий час днём)
- составление плана работы: (слайд 6)
— Составлять план изучения предмета на каждый день
— Необходимо определить тип своей личности (определить кто вы «жаворонок» или «сова») и соответственно для подготовки к экзамену задействовать утренние или вечерние часы
(рассказ куратора)
- Проведение теста «Сова или жаворонок» (слайд 7, 8, приложение 1)
— Работоспособность человека — «совы» лучше в вечерние часы суток
— Человек — «жаворонок» лучше поработает утром
— Человек — аритмик может одинаково хорошо работать как вечером, так и днём
(индивидуальная работа, обработка результатов, подведение итогов, вывод)
В ходе тестирования участники выясняют, к какому типу они относятся (сова или жаворонок). В связи с этим даются общие рекомендации по поводу выбора времени подготовки к экзаменам.
- Выработка основных правил и закономерностей запоминания, условий поддержания высокой работоспособности (слайд 9,10)
(работа в группа, формулировка общего вывода)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ
- Учить лучше большими отрывками, чем короткими урывками
- Чем больше понимаешь, тем больше запоминаешь
- Учить материал нужно с перерывами
- Больше времени необходимо тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение
- Разумно начинать учить большее, а затем переходить к меньшему
- Во сне человек не запоминает, но и не забывает
КАК МОЖНО ЗАПОМНИТЬ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛА?
- Повторять материал лучше всего по вопросам
- Вначале нужно вспоминать и кратко записывать всё, что знаешь, а затем проверять правильность воспроизведения материала
- Из всего материала нужно выделять главные мысли, опорные слова по вопросу
- Необходимо научиться составлять краткий план ответа отдельно на маленьких листочках
- В последний день перед экзаменом, повторять материал по маленьким листочкам
УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
- ЧЕРЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА
- В ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ КУВЫРКУ, СВЕЧЕ, ЧТО УСИЛИВАЕТ ПРИТОК КРОВИ К ГОЛОВЕ
- ОБЯЗАТЕЛЬНО КАЖДЫЕ 20 — 30 минут ДЕЛАТЬ ПЕРЕРЫВЫ (ОТРЫВАТЬ ГЛАЗА ОТ КНИГИ И СМОТРЕТЬ ВДАЛЬ)
- ОГРАНИЧИТЬ СЕБЯ В ПРОСМОТРЕ TV передач
- Практический блок (слайд 11,12, приложение 2)
Участникам предлагается выполнить упражнения для мышечной и психологической релаксации, проговорить изменения, происходящие в собственном состоянии.
(Кто пожелает, может поделиться своими впечатлениями, рассказать о своих чувствах и происходящих изменениях)
- Подведение итогов
Какие новые ассоциации со слово «экзамен» возникли у Вас теперь? Что изменилось, в Вашем отношении к данному испытанию?
(Высказывания учащихся)
10.Рефлексия. (слайд 13)
Учащимся предлагается нарисовать своё состояние души после нашего воспитательного часа в виде весёлых, равнодушных или грустных смайликов.
(рисование под спокойную музыку).
АНКЕТА «СОВЫ» или «ЖАВОРОНКИ»?
В КАЖДОМ ВОПРОСЕ ТЕСТА ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА
- Трудно ли тебе вставать рано утром:
А) да, почти всегда; Б) иногда; В) редко; Г) крайне редко.
- Если бы у тебя была возможность выбора, в какое время ты ложился бы спать:
А) после 1 часа ночи; Б) с 23.30 до 1 часа; В) с 22.00 до 23.30; Г) до 22 часов.
- Какой завтрак ты предпочитаешь в течение первого часа после пробуждения:
А) плотный; Б) менее плотный; В) можешь ограничиться вареным яйцом или бутербродом; Г) достаточно чашки чая или кофе.
- Если вспомнить твои последние размолвки дома, то преимущественно в какое время они происходили:
А) в первой половине дня; Б) во второй половине дня.
- От чего ты мог бы отказаться с большей лёгкостью:
А) от утреннего чая или кофе; Б) от вечернего чая.
- Насколько легко нарушаются твои привычки связанные с принятием пищи, во время каникул:
А) очень легко; Б) достаточно легко; В) трудно; Г) остаются без изменений.
- Если рано утром предстоят важные дела, на сколько времени раньше ты ложишься спать по сравнению с обычным распорядком:
А) более чем на 2 часа; Б) на 1 – 2 часа; В) менее чем на 1 час; Г) как обычно.
- Насколько точно ты можешь оценить промежуток времени, равный минуте
(попроси кого-нибудь помочь тебе в этом)
А) меньше минуты; Б) больше минуты.
ЕСЛИ ТЫ НАБРАЛ: 0 — 7 БАЛЛОВ – ТЫ «ЖАВОРОНОК», 8 – 13 БАЛЛОВ – АРИТМИК, 14 – 20 – «СОВА»
Презентация: «КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ?»