Бинарный урок – это одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин. Это нетрадиционный вид учебного занятия, которое проводят два или несколько педагогов-предметников.
Бинарные уроки позволяют выявить связь различных предметов, делают обучение целостным и системным, способствуют достижению единства требований к учащимся в процессе их деятельности. Они оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес учащихся, способствуют развитию их личности, дают возможность повысить мотивацию обучения. На бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в нестандартных (творческих) ситуациях, то есть знания формируются на IV уровне.
Требования к бинарным урокам:
- наличие единого методического пространства, тематического планирования;
- психологическая совместимость преподавателей, работающих во взаимодействии;
- четкое определение темы, заданий, требующих реализации межпредметных связей, восполнения пробелов учебных программ;
- наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого учителя;
- четкая постановка задач перед каждой группой учащихся;
- высокий профессионализм преподавателей и работа учащихся на высоком уровне мыслительной деятельности.
Последовательность подготовки проведения бинарных уроков:
- анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока;
- поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей повышение мотивации учебной деятельности учащихся, а также создание и реализацию потребности в общении;
- совместное, тщательное планирование учебного занятия. Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.
Формы проведения бинарных уроков
- урок-диспут
- урок-диалог,
- урок-пресс-конференция
- урок-экскурсия,
- урок-игра,
- урок-форум,
- урок-исследование и т.д.
В отличие от обычных уроков, которые классифицируются по признаку основной дидактической цели на пять типов (урок изучения нового; урок закрепления; комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок; контрольный урок — урок проверки знаний, умений и навыков), бинарный урок может быть либо уроком изучения новых знаний, либо уроком систематизации обобщения знаний, либо комбинированным.
Бинарные уроки требуют большой подготовки, как со стороны преподавателей, так и учащихся, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведённый не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связности учебных дисциплин и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии его мышления.