Метод проектов
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цель использования метода:
- создать для учащихся условия самостоятельного приобретения знаний из разных источников;
- научить их пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений через работу в различных группах;
- способствовать развитию у учащихся исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Педагогические условия, при которых самостоятельная работа может быть плодотворной и эффективной:
1) наличие у учащегося положительной мотивации;
2) четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения;
3) определение преподавателем форм отчетности, объема работы, срока сдачи;
4) определение видов консультационной помощи и критерия оценок;
5) осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности.
Современная классификация учебных проектов (на основе преобладающей деятельности учащихся):
- Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию (доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем).
- Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
- Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
- Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Из истории метода
Проектная система обучения возникла в США в конце XIX — начале XX в. Основателями метода проектного обучения чаще всего называют американских педагогов Джона Дьюи и Уильяма Х.Килпатрика. В России данная методика была известена ещё в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
В современной педагогической практике идея организации учебно-проектной работы для развития познавательной самостоятельности учеников является актуальной. Она реализуется в технологии проектного обучения, интегрированной в классно-урочную систему. Кроме того, проектное обучение применяется в организации внеурочной работы.