ИЗМЕНЕНИЯ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ И КОДЕКСЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Изменения, внесенные в Уголовный Кодекс Республики Беларусь и Кодекс об Административных правонарушениях Республики Беларусь:

1. С 1 марта 2021 года была ужесточена ответственность за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия. Административные взыскания — штраф до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, предусмотрено наказание в виде штрафа от 20 до 200 БВ, или общественные работы, или административный арест (ст. 24.23 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП).

Если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение указанных административных правонарушений, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий, наступает уголовная ответственность по ст. 342-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) (предусматривает до трех лет лишения свободы).

2. 15.10.2021 вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма», согласно которому интернет-ресурсы могут признавать как экстремистским материалом, так и экстремистским формированием. Если у Telegram-канала статус экстремистского формирования, то Постановление дает право считать подписчиков оппозиционных и признанных экстремистскими Telegram-каналов участниками экстремистских формирований и привлекать их к ответственности по ст. 361-1 УК (предусматривает до семи лет лишения свободы).

В то же время, что касается подписки на каналы, которые признаются экстремистскими материалами, то она пока не наказуема, но при одном условии: подписчик не оказывает поддержку в популяризации канала, то есть не репостит, не перечисляет денег, не «сливает» туда информацию. Гражданам следует отписаться от данного рода ресурсов во избежание ответственности.

3. С 01.01.2022 вступил в силу Закон Республики Беларусь от 14.12.2021 №133-3«Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь», согласно которому ужесточается ответственность за призывы к санкциям, иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

Так, публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, — наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет.

Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

За вышеуказанные действия, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие тяжкие последствия, следуют наказания в виде лишения свободы на срок от четырех до двенадцати лет.

4. Законом Республики Беларусь от 26.05.2021 №112-3 была изменена ответственность за публичное оскорбление представителей власти.

Статья 368 УК предусматривает ответственность за публичное оскорбление Президента Республики Беларусь и предусматривает наказания в виде штрафа, исправительных работ сроком до двух лет, ареста, ограничения свободы на срок до четырех лет или лишения свободы на тот же срок.

Статья 369 УК предусматривает ответственность за публичное оскорбление представителя власти или его близких в связи с выполнением им служебных обязанностей, совершенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, в виде штрафа, или ареста, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

5. На фоне политических событий, происходивших в стране, отмечались случаи осквернения сооружений и порчи имущества. При этом осквернение зданий или иных сооружений выражается в нанесении разнообразных непристойных надписей на частях зданий, сооружений, в замазывании грязью, нанесении неприличных рисунков, издевательских лозунгов и т.п. Ответственность за совершение указанных действий предусмотрена ст. 341 УК и предусматривает наказание в виде общественных работ, штрафа, исправительных работ на срок до двух лет, ареста, ограничения свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

Ответственность за нарушение порядка проведения массовых мероприятий

Порядок организации и проведения массовых мероприятий в Республике Беларусь определен Законом Республики Беларусь от 30.12.1997 № 144-3 «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее — Закон).

В соответствии со ст.2 Закона массовое мероприятие — собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие.

Согласно ст.6 Закона проведение массового мероприятия возможно только при наличии решения руководителя местного исполнительного и распорядительного органа либо его заместителя о разрешении проведения массового мероприятия, принятого по результатам рассмотрения заявления, поданного организатором (организаторами) массового мероприятия.

Порядок организации, проведения и прекращения массовых мероприятий определен статьями 4-14 Закона.

Так, массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах, за исключением:

— мест, использование которых для этих целей запрещено решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;

— объектов метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

— на расстоянии менее 200 метров от зданий официальной резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;

— на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования);

— на расстоянии менее 100 метров от зданий организаций здравоохранения;

— на расстоянии менее 200 метров от зданий, сооружений, в которых находятся организации, на которые возложены функции редакций телевизионных и радиовещательных средств массовой информации, а также радиотелевизионных передающих станций и радиопередающих станций.

Согласно ст. 15 Закона лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Меры ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий принимаются как к организаторам, так и к участникам массового мероприятия.

Граждане могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности.

Уголовная ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий предусмотрена ст.369-3 УК и наказание предусматривает ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на тот же срок.

За воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них влекут уголовную ответственность по  ст. 196 УК и наказание предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет.

Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о массовых мероприятиях наступает с 16 лет.

Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Кроме административной и уголовной ответственности установлено, что вред, причиненный организаторами и участниками массового мероприятия государству, гражданам и организациям во время проведения массового мероприятия, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.